Не очень много, но у Маяковского есть очень короткие творения,однако, так же, как и все его труды, наделённые особым, оригинальным стилем, что делают их узнаваемыми.
Многие из них мы помним возможно и не полностью, а по яркой образности отдельных фраз.
Не очень много, но у Маяковского есть очень короткие творения,однако, так же, как и все его труды, наделённые особым, оригинальным стилем, что делают их узнаваевыми.
Многие из них мы помним возможно и не полностью, а по яркой образности отдельных фраз. например, "А вы могли бы?"
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Насколько многообразна каждая
строчка, стихотворение просто
напичкано метафорами: "косые скулы океана"; "флейта труб"...
А вот более замысловатые фразы:
По мостовой
моей души изъезженной
шаги помешанных
вьют жестких фраз пяты.
Где города
повешены
и в петле облака
застыли
башен
кривые выи -
иду
один рыдать,
что перекрестком
распяты
городовые.
В этом стихотворении образ "повешенных" городов, "распятых" городовых. В роли Христа выступает служитель закона, пахнет казнью, безумием. Однако, боль испытывает автор: "иду один рыдать"...
Футурист Маяковский играет содержанием и формой. Вот стихотворение "Ничего не понимают":
Вошел к парикмахеру, сказал - спокойный:
"Будьте добры, причешите мне уши".
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
"Сумасшедший!
Рыжий!"-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.
"Причешите мне уши" - шутка или насмешка автора над обывателем? Возможно, это намёк на то, что многие не понимают его творчества в тот период?
А вот "Ещё Петербург":
В ушах обрывки теплого бала,
а с севера - снега седей -
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.
Здесь проявляется противоречие с классиками в лице с Толстого. Время, в образе тумана, "жуёт" людей, а какая-то "дрянь" смотрит на это величественно.
Не менее интересны стихи "Пустяк у Оки", как любовная тема.
Нежно говорил ей —
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, — не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите.
Только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
Романтическая атмосфера у реки, где "шуршат камыши" буквой "ш", лирическое объяснение, сравнение со звёздочкой, но...разочарованием для ЛГ являются всего несколько слов девушки, показывающие её ограниченность и приземлённость.
А кому неизвестны строки Маяковского; "ешь ананасы, рябчиков жуй..." написанное автором в ресторане?
Есть у Маяковского и умиротворяющие стихи о природе.
Тучкины штучки
Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки:
от первой до третьей - люди;
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все - и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось - желтый жираф.
Прекрасные рифмы, лёгкий слог,
уменьшительно ласкательные названия предметов, образные
сравнения.
Мы наслышаны и о многочисленных любовных историях Маяковского. Вот по этому поводу "отношение к барышне"
Этот вечер решал —
не в любовники выйти ль нам?—
темно,
никто не увидит нас.
Я наклонился действительно,
и действительно
я, наклонясь,
сказал ей,
как добрый родитель:
«Страсти крут обрыв —
будьте добры,
отойдите.
Отойдите,
будьте добры».
Сохранилось много имён, но в данном случае, видимо, девушка была юной, влюблённой, но "добрый родитель" упрямо удерживает её от "обрыва страсти".
В коротких стихах можно увидеть Маяковского-патриота.
"Прощанье".
В авто,
последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель? —
Париж
бежит,
провожая меня,
Во всей
невозможной красе.
Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
Сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
Если 6 не было
такой земли —
Москва.
Как ни романтичен Париж, что прощаясь с ним можно пустить "разлуки жижу", но сделан ему и возлюбленной Татьяне сделан реверанс, но искреннее счастье Маяковского на Родине.
Есть ещё и психологические стихи с политической подоплёкой "О разнице вкусов".
Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
"Какая
гигантская
лошадь-ублюдок".
Верблюд же
вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто -
верблюд недоразвитый".
И знал лишь
бог седобородый,
что это -
животные
разной породы.
По жанру - это басня, животные одушевлены, их образы показывают антогонизм по отношению друг к другу,
используются бранные слова, эпитеты - гигантская, недоразвитый, седобородый. Вспоминается аналогия от Пушкина:
В одну телегу впрячь не можно
Коня и трепетную лань.
Бард Советского Союза и первый диссидент, инакомыслящий - Александр Галич.
Много лет назад Примадонна Алла Пугачёва исполнила на "золотом Орфее" песню «Арлекино»
И жил с надрывом, и пел с надрывом, жаль... что рано надорвался. Его стиль ни на кого не похож.
Запад и Восток. Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу.
Желаем прияного поиска на сайте ctihoplet.ru